Адаптация

Процесс адаптации – это процесс социализации ребенка в новом коллективе и процесс разрыва симбиотической связи между матерью и ребенком. Задача адаптации состоит в том, чтобы ребенок смог без психологических травм остаться без мамы в новом для него коллективе взрослых и детей.

УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ:

Положительный настрой родителей

Уверенность в необходимости посещения детского сада является самым главным условием благополучной адаптации.  Ребенок  будет относиться к поступлению в детский сад, полностью копируя эмоциональное отношение родителей к происходящему.

Важно учитывать, что тревога родителей передается ребенку, поэтому все волнующие моменты и вопросы лучше обсуждать без его присутствия. Заранее рассказывайте ребенку о том, зачем дети ходят в детский сад, что они там делают и как им там интересно.

Проиграйте дома ситуации, в которых может оказаться  ваш малыш (покажите, как попросить игрушку, как познакомиться, как обратиться к воспитателю и т.п.). Такие игры-репетиции помогут обогатить опыт и стать тем ресурсом, которым ребенок сможет воспользоваться при необходимости.

Предварительная экскурсия по детскому саду

Ребенку проще освоится в незнакомой среде, познакомится с воспитателями и детьми, когда рядом мама и папа. Один день, проведенный в детском саду вместе с родителями, подарит радость, сформирует первое положительное впечатление и желание прийти снова.

Подготовка к первому дню посещения детского сада

Сообщите своим родным и близким о том, что Вас и Вашего ребенка ждет замечательное и важное событие. Заранее выберите красивую одежду ребенку, а лучше, если  он выберет ее сам. Вечером обсудите с ребенком первый день, проведенный  в саду.

Постепенное увеличение времени пребывания

Полная адаптация достигается в период от 3 недель до 6 месяцев. Педагоги, совместно с  психологом, составят индивидуальный график адаптации  для вашего ребенка.

Первые дни Вы будете приводить малыша к нам центр всего на 1-2 часа. Часть этого времени ребенок будет завтракать, а оставшуюся часть играть. По возможности не кормите ребенка дома, пусть он понемногу приучается есть в саду.

Затем Вы начнете водить ребенка до сна (до 13.00). За это время Ваш малыш успеет позавтракать, погулять и пообедать. Не переживайте, если ребенок отказывается в детском центре от еды или не ходит на горшок, ведь ему тоже нужно время, чтобы освоиться, адаптироваться к новой обстановке.

И вот Вы уже оставляете ребенка на сон (до 16.00). К этому времени малыш не только поспит, но и съест полдник. Поначалу Ваш ребенок, скорее всего, будет плохо засыпать в детском центре, ведь он не привык спать, когда мамы нет рядом. Всё это нормально и довольно скоро пройдет.

Предупредите ребенка заранее, когда  вы за ним придете

Чувство времени недоступно для понимания детей раннего возраста. Ребенку понятнее, если он будет знать, что его заберут после обеда или после прогулки. Никогда не обманывайте ребенка. Обещая забрать его в определенное время, выполняйте данное обещание («сначала ты позавтракаешь, потом будут занятия, прогулка, обед, сон, после сна я за тобой приду»).

Самостоятельное нахождение на территории детского сада

Присутствие родителей на территории детского сада осложняет и оттягивает период привыкания к детскому саду.

Никогда не убегайте от ребенка,  не предупредив его

Такое поведение лишь временно облегчает «страдание» матери, но наносит тяжелую травму ребенку. Ребенок воспринимает такое поведение мамы, как обман, чувствует, что мама его бросила!

Дети могут стать недоверчивыми, подолгу не могут успокоиться. Адаптация в этом случае протекает дольше и сложнее. Будьте твердыми и последовательными, сообщите ребенку, что вам нужно уйти «по делам», постарайтесь сократить момент расставания.

Не провоцируйте ребенка, подолгу находясь возле входа в группу. Ребенок будет чувствовать, что его мама не ушла. Он успокоится быстрее в случае, если мама озвучит причину ухода.

Сокращение момента расставания

Многим родителям важно убедиться, что дети, оставаясь в группе самостоятельно, чувствуют себя комфортно, включены в деятельность, им нравится играть и взаимодействовать с другими детьми и воспитателями.

При этом, не задерживайтесь подолгу, постарайтесь сократить момент расставания,  все «важные вопросы» решите заранее. Наблюдать за ребенком вы можете по камерам видеонаблюдения on-line Детского центра (программа EZVIZ).

Постарайтесь в течение первого месяца не забирать ребенка последним

Это может увеличить его тревогу. Напротив, лучше забирать ребенка, когда он чуть не доиграл, не дочитал, не догулял. Лучше, чтобы ребенок уходил из детского сада как бы «нехотя».

Приучение к самостоятельности

Учите ребенка убирать за собой игрушки, самостоятельно одеваться, пользоваться ложкой, для детей младшего возраста — ходить на горшок и др. Поощряйте попытки ребенка что-то сделать самому.

Посещение детского сада должно быть регулярным и в одно и то же время

После выходных, праздников, запланированных отъездов ребенку вновь придется привыкать к детскому саду.

Некоторые дети в первые дни идут с удовольствием, спокойно расставаясь с мамой, без слез и др. негативных эмоций. Им интересны новые игрушки, занятия, они спокойно вступают в общение со сверстниками и слушают воспитателя. Родители таких детей с удовольствием говорят, что их дети «легко пошли в садик, без всяких капризов».

Но, через несколько дней, поведение ребенка может резко измениться в обратную сторону. Ребенок может наотрез отказаться идти в детский сад, новизна перестает его  привлекать.

Во избежание подобного поведения, рекомендуется придерживаться индивидуального плана адаптации, разработанного для вашего ребенка психологом и педагогом.

Всегда искренне интересуйтесь жизнью ребенка в детском саду

Как прошел его день в детском саду, чем он занимался, в какие игры играл. Поощряйте ребенка за успехи. Поддерживайте и помогайте в трудностях.

Поступление ребенка в детский сад — это всегда стресс

Разлука с матерью, новая обстановка, незнакомые взрослые и сверстники, ограничение поведения и необходимость соблюдения правил, непривычный распорядок дня требует привыкания. Необходимо внимательно отнестись к ребенку в период адаптации и оказать ему необходимую поддержку.

Об отдыхе и сне ребенка

Очень часто родители уверены, что ребенку не нужен дневной сон, ведь дома его не уложить. В детском саду дети спят, потому что их жизнь гораздо более динамична и насыщена, после обеда дети просто валятся с ног от усталости. Поговорите с ребенком о том как хорошо отдохнуть днем, набраться сил перед вечерними увлекательными занятиями.

Терпение, терпение и еще раз терпение

Будьте готовы, что в первые дни  после начала посещения детского сада поведение ребенка  может измениться. Бывает, что накопившееся за день напряжение может выплеснуться в виде внешне немотивированных капризов, нарушениях сна и т. п. О подобных изменениях в поведении ребенка сообщите воспитателям и психологу. Такая информация является необходимой для составления индивидуализации адаптационного подхода. Наберитесь терпения, покажите ребенку, что Вы любите его, понимаете и поддерживаете.

Адаптация каждого ребенка к детскому саду проходит индивидуально. Воспитатели сами скажут Вам, когда можно будет оставить ребенка до обеда, на сон и т.д. Прислушайтесь к их мнению, ведь у них богатейший опыт.

Мы верим, что наши совместные действия помогут ребенку быстро освоиться и почувствовать себя уверенно в детском саду, открывая здесь для себя новый, интересный мир!